Акции

Нужна помощь?

Гречкина Оксана Гречкина Оксана
Министерство промышленности и торговли РФ

Министерство промышленности и торговли РФ: что такое и для чего нужно

Определение

Минпромторг РФ — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий контроль и регуляцию действий в отношении промышленного производства и сферы торговли. 

Министерство промышленности и торговли обеспечивает выполнение Конвенции о запрещении производства, разработки, применения, накопления и уничтожения химического оружия и Конвенции об аналогичных запретах в отношении бактериологического и тактического оружия. Министерство также является уполномоченным органом в сфере оборонной промышленности, промышленной политики и координации обращения лекарственных средств.

Роль Минпромторга в развитии промышленности и торговли 

Чтобы обеспечить устойчивое развитие промышленности в России, поддержать региональные производства и оказать им точечную помощь в рамках текущего экономического положения, а также чтобы содействовать экспорту, в апреле 2015 года функции территориальных органов Минпромторга России несколько изменились.

Чем занимается Минпромторг:

  • Лицензирование экспорта и импорта. Минпромторг выдает лицензии организациям, которые ведут внешнеторговую деятельность по группам товаров: мясо домашней птицы и скота, необработанная древесина хвойных пород, гражданское и служебное оружие, опасные отходы, озоноразрушающие вещества и продукция, в которой они содержатся, шифровальные средства, биоматериалы (в том числе органы и ткани человека), ядовитые вещества, химические средства защиты растений и пр.
  • Реализация региональной промышленной политики в субъектах РФ.
  • Поддержка экспортной деятельности в субъектах РФ.
  • Обеспечение условий для взаимодействия промышленных предприятий и региональных институтов, оказывающих им поддержку, и др. 
  • Противодействие незаконному ввозу, производству и обороту в РФ промышленной продукции.
  • Консультативная поддержка предприятиям промышленности в вопросах применения мер государственного стимулирования проектов, сертификации продукции и услуг, информирование приобретателей, изготовителей и продавцов по вопросам соблюдения требований технических регламентов, предоставления информации о технических регламентах и стандартах. 
  • Развитие проектной деятельности, цель которой заключается в расширении международного торгово-экономического сотрудничества, в том числе с государствами Азиатско-Тихоокеанского региона. 

Взаимодействие с ведомствами и организациями

  • С целью поддержки промышленных и торговых предприятий Минпромторг сотрудничает с организациями и ведомствами:
  • С АО «Российский экспортный центр» (РЭЦ), чтобы оказывать информационную поддержку российским экспортерам и региональным институтам развития по вопросам применения сервисов РЭЦ.
  • С Фондом развития промышленности (ФРП) для поддержки проектов промышленных предприятий. 
  • С Росстандартом в части оказания консультативной поддержки предприятиям промышленности в вопросах применения мер государственного стимулирования проектов, сертификации продукции и услуг, информирование приобретателей, изготовителей и продавцов по вопросам соблюдения требований технических регламентов, предоставления информации о технических регламентах и стандартах. 
  • С Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии, Форумом Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, Шанхайской организацией сотрудничества с целью расширения международного торгово-экономического сотрудничества.

Критика Минпромторга

Отсутствие четкого плана по устойчивому развитию электронной промышленности — одна из главных причин, по которой критикуют Минпромторг. 

Попытки разработать стратегию электронной промышленности предпринимались каждым руководителем отраслевого департамента Минпромторга. Стратегия, заказанная консалтинговой компании Strategy Partners Group, так и не увидела свет. Проект стратегии, который разработал отраслевой институт ЦНИИ «Электроника», многократно анонсировался на отраслевых конференциях, но так и не был утвержден. 

Стратегия, созданная силами рабочей группы на базе АКРП (Ассоциация «Консорциум дизайн-центров и предприятий радиоэлектронной промышленности»), была утверждена 17 января 2020 года. Это действующая сегодня официальная стратегия электронной промышленности. По оценкам экспертов, эта стратегия представляет собой компиляцию разрозненных и разноуровневых предложений и никуда не ведет: не определены ни технологическая, ни инвестиционная стратегии, ни стратегия государственного регулирования. Минпромторг пообещал представить новые подходы к отраслевой стратегии на форуме «Микроэлектроника» 3 октября 2022 года.

Перспективы развития Минпромторга

В информационном поле фигурируют сообщения о том, что ответственность за развитие электронной промышленности может перейти к Минцифры. Поскольку электроника и программное обеспечение — это основа информационных технологий, то и стратегия у электроники и ПО должна быть общей. Таким образом наконец получится доверенная информационная инфраструктура. 

Также встречаются сообщения, что меры регулирования рынка государственных закупок и критерии подтверждения российского происхождения продукции будут согласовываться между компаниями в отраслевых ассоциациях, а реестр российской продукции будет вести торгово-промышленная палата.

Что касается остальных отраслей промышленности, Минэкономразвития в своем прогнозе социально-экономического развития на 2024 год и на плановый период 2025-2026 годов отмечает, что 2022 год удалось завершить с ростом обрабатывающей промышленности на 0,3%. Также в ведомстве сообщили, что по итогам первых 7 месяцев 2023 года индекс промышленного производства в обработке составил 6,1% по сравнению с соответствующим периодом 2022 года. Это может свидетельствовать о том, что российская промышленность адаптировалась к условиям санкций и нарушению логистических связей. 

Рост объемов производства по итогам 2023 года прогнозируется по направлениям: производство компьютеров, электронных и оптических изделий (на 34,1%), производство прочих транспортных средств и оборудования (на 26,3%), производство электрического оборудования (на 25,8%), производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (на 16,5%), а также производство кожи и изделий из кожи (на 10,2%).